Почему скрипят тормоза?

Скрип тормозов – ужасно неприятный звук, который способен сильно раздражать как нервную систему водителя автомобиля, так и всех пешеходов, находящихся рядом во время торможения. Но это отнюдь не главная проблема. Такой звук в большинстве случаев является сигналом о том, что в тормозном механизме возникли какие-то неполадки, поэтому игнорировать его ни в коем случае не стоит. Ведь от исправности тормозов напрямую зависит безопасность водителя и всех пассажиров автомобиля, а при серьезной поломке это просто дело времени, когда дефект себя проявит. Уверены, что провал педали тормоза или заклинивание колеса на скорости в 90 км/ч – это последнее, с чем хочет столкнуться любой разумный водитель.

Причины неприятных звуков

Они появляются в результате вибраций одной или нескольких металлических составляющих тормозной системы. А вот вызвать эти вибрации может масса причин, о которых мы с вами подробно поговорим в этой статье.

Износ деталей тормозной системы

В этом случае может быть два варианта. Первый и самый распространенный – подошел к концу «срок годности» тормозных колодок. Особо безжалостным к своим машинам автолюбителям удается стереть колодки до металлической подложки. Доводить дело до такого состояния очень опасно. В этом случае авто начнет вести в сторону, и оно просто перестанет тормозить. Либо же в один прекрасный момент заклинит колесо из-за того, что суппорты слишком далеко выходят из своих посадочных мест. Для того, чтобы предотвратить такое развитие событий, предусмотрен специальный индикатор износа колодок. Он представляет собой металлическую скобу, которая выступает над опорной металлической плитой на 2-3 мм. И по мере износа колодки индикатор все больше приближается к тормозному диску и в конце концов начинает его касаться, издавая скрежет. И чем дальше, тем сильнее он будет становиться и будет слышен, даже если машина едет накатом. На некоторых авто о такой проблеме также сигнализирует специальная лампочка на приборной панели. В этом случае необходимо заменить колодки на новые на обоих передних или задних колесах.

Вторая причина – износ тормозных дисков. Они выходят из строя гораздо медленнее, чем колодки, но все же выходят. В среднем Тормозная система автомобиляих рабочий ресурс составляет 100 тысяч километров. Время от времени необходимо проверять их толщину по центру диска при помощи штангенциркуля.  Но для этого необходимо знать изначальную толщину, так как у разных дисков она будет варьироваться. При износе центральной части по бокам образуются бортики, которые со временем ржавеют. Их задевание и вызывает скрип. Если у дисков еще достаточно толщины в запасе, то бортики можно попробовать сточить. Если же порог невозврата пройден, тогда нужно их заменить также на обоих передних колесах или на обоих задних.

Проблемы с деталями суппорта

За их состоянием тоже необходимо следить, чтобы колодки прижимались так, как надо.  Если пальцы суппорта и направляющих колодок плохо смазаны, грязные или «обзавелись» ржавчиной, это может вызвать протяжный скрип. При проверке необходимо также оценить состояние пружин барабанных тормозов, которые сводят колодки и поршни суппорта. Они должны быть очищены от грязи и минеральных отложений и не перекашиваться во время работы. Обязательно детали суппорта необходимо проверить после зимы.

Вибрация тормозных колодок

В этом случае скрипящий звук не отличается особой интенсивностью, тем не менее он также особо не радует. Это происходит, если механизм дисковых тормозов не имеет специальной пластины, которая предназначена для поглощения вибраций между поршнем суппорта и колодок. Или упругого держателя на носителе, выполняющего ту же функцию. В не особо качественных тормозных системах они могут отсутствовать изначально, но иногда народные умельцы снимают и выкидывают их при ремонте, не понимая, для чего они нужны. Лучше приобретать автозапчасти у проверенных производителей и доверять их установку или ремонт профессионалам.

Грязь, вода или погода

При эксплуатации на тормозных дисках через какое-то время могут возникнуть бороздки. Они появляются из-за частичек песка, пыли и грязи, которые попадают в механизм. Также они могут начать ржаветь, из-за высокой влажности. Осенью и зимой диски нередко покрываются бурым налетом. Загрязниться могут и колодки. Для их очистки необходимо потереть их наждачной бумагой, а в случае с дисками, понадобится специальный очиститель. При езде по проселочной дороге иногда в тормозной механизм попадают камни, что вызывает жуткий скрежет. Для его устранения их просто нужно достать.

Также скрип тормозов может появиться при сильной жаре из-за сильного нагрева, особенно, если вы любите резко разгоняться и тормозить. С такой проблемой можно столкнуться даже при наличии оригинальных колодок. Но жара может повлиять только в том случае, если на автомобиле стоят невентилируемые тормозные диски. После того, как механизм остынет, звуки исчезнут. Кроме этого, причиной скрипа может быть «купание» машины в глубоких лужах. После просыхания он также должен исчезнуть.

Разработка тормозов

Если скрипящие звуки появились сразу после замены тормозных колодок, то зачастую в Ремонт авто на СТОэтом нет ничего плохого. Просто им нужно время на притирку. Колодки имеют определенный слой с примесью, при его истирание скрип должен пройти. Как правило, он исчезает после недели ежедневных поездок. В случае, если после 7 дней скрип не прошел, тогда вероятней всего причина в другом. Тормозящая часть колодок (фрикционная) имеет разный состав материалов у разных производителей. Из-за чего колодки могут быть просто несовместимы с дисками. Поэтому всегда рекомендуется устанавливать колодки и тормозные диски от одного производителя.

Диагностика тормозной системы на СТО

Без должного опыта выявить проблему скрипа может быть проблематично, да и не всегда неисправность дает знать о себе сразу. А не вовремя обнаруженная проблема, которую можно было решить за небольшую сумму, превращается со временем в дорогостоящий ремонт. Предотвратить проблемы с тормозным механизмом, либо же быстро и точно определить причину неприятного скрипа поможет своевременная диагностика его состояния на специализированных станциях техобслуживания. Там же вы сможете получить и квалифицированный ремонт тормозной системы, в качестве которого можно быть уверенными на сто процентов. Регулярная диагностика – это ваша страховка от неприятных случаев, которые могут иметь риск для жизни.