Выхлоп является комбинацией водяного пара, азота и углекислого газа. При исправно работающим агрегате поток газов, выходящий из выхлопной трубы для нас невидим, так как сами по себе они не имеют цвета, да и катализатор на выходе из выпускного коллектора старается его максимально очистить. Но иногда поток газов становится видимым для автовладельцев, если в него попадает то, чему там быть не положено. В этом случае выхлоп может приобрести и белый, и черный, и даже синий цвет, что на языке автолюбителей означает, что двигатель «дымит». Такая раскраска в большинстве случаев свидетельствует о наличии неисправностей в одном из механизмов. А потому игнорировать такой признак не стоит. Вам поможет диагностика двигателя.
Если идет белый дым
Он может как быть признаком неисправности, так и не быть.
Когда не стоит волноваться
В холодное время года при прогревании машины это абсолютно нормальное явление. Это выходит пар, который конденсируется в выхлопной системе. Как только выхлоп нагреется, как правило, он перестает быть виден. Но при низкой температуре и высокой влажности белесый дым может остаться. Однако это все равно не повод для беспокойства.
А когда стоит…
Если густой белый дым наблюдается в теплое время года и не проходит после прогрева, то это уже свидетельствует о неполадках. В частности, о том, что в цилиндры попадает охлаждающая жидкость. Чаще всего это случается в результате нарушения герметичности: через трещины в каналах, по которым течет охлаждающая жидкость, либо через пришедшую в негодность прокладку ГБЦ, расположенную между головкой и блоком цилиндра.
Кроме этого, стоит проверить не попадают ли в систему охлаждения выхлопные газы. Для этого необходимо выкрутить пробку радиатора или крышку расширительного бачка на заглушенном моторе. О неисправности будут свидетельствовать:
- запах выхлопа,
- масляная пленка в жидкости,
- пониженный уровень жидкости.
Либо же наоборот ее увеличение и бурление с появлением пузырей при запуске двигателя. После его остановки уровень ОЖ снова понизится, так как ее часть уйдет в цилиндры, откуда попадет в поддон картера через поршневые кольца. Там она смешается со смазкой и разжижает моторное масло.
Выявляем проблемный цилиндр
Чтобы точно определить, в каком цилиндре появился дефект, надо произвести несколько манипуляций. Проверить состояние свечей, ОЖ «вымоет» свечу в неисправном цилиндре. Снять ГБЦ и продиагностировать состояние прокладки и поверхности головки, которая находится по соседству. Если все в порядке, тогда стоит дополнительно протестировать голову под давлением на герметичность. А также стоит проверить сам цилиндр. Опустив поршень в НМТ, определите, есть ли в стенках трещины.
Черный дым
Все оттенки дыма от темно-серого до ярко-черного являются признаком обогащения горюче-воздушной смеси сверх нормы. Такой цвет объясняется частицами сажи, выбрасывающимися в атмосферу из-за того, что топливо не успевает прогореть полностью в цилиндропоршневой группе. В этом случае с большой долей вероятности можно говорить о том, что есть неполадки в системе подачи топлива. Вместе с черным дымом из выхлопной трубы в этом случае могут возникнуть проблемы с пуском двигателя, увеличенный расход топлива, поломка катализатора и потеря мощности.
Неисправности в зависимости от типа двигателя
У машин с моторами, отличающимися по принципу работы, будут разные причины дыма.
- С карбюраторным впрыском. С ним моторы могут «чернить» из-за того, что происходит перелив в поплавковой камере. В такой ситуации нужно прочистить жиклеры, отвечающие за подачу воздуха, и провести проверку игольчатого клапана.
- Инжекторные. В моторах такого типа излишнее обогащение может быть связано с неисправностью электронных датчиков либо негерметичностью инжекторных форсунок. Во втором случае избыток горючего оказывается в камере сгорания. В результате чего лишнее топливо смывает смазку со стенок цилиндров и попадает в картер ДВС. Если горючее попадет в масло, то вы будете отчетливо ощущать запах бензина.
- Дизельные и турбодизельные. Появление черного дыма при таком типе двигателя может иметь много причин. Наиболее распространенная – топливо низкого качества, а также источником проблемы могут быть: неисправные форсунки или регулятор оборотов в насосе нагнетания горючего, грязный воздушный фильтр, поломка турбины или топливного насоса высокого давления.
Выяснение причины черного дыма не стоит затягивать надолго, ведь ухудшение состояния вышедших из строя деталей может привести к увеличению стоимости изначального ремонта в несколько раз.
Синий дым
Если ваш автомобиль оставляет после себя дымный шлейф синего цвета, значит, моторное масло стало поступать в цилиндры в избытке. Из-за катализатора синеватый оттенок не всегда может быть очевиден, поэтому для подтверждения теории на практике, приложите лист бумаги к выхлопной трубе, на нем должны остаться четкие жирные разводы. Также вы наверняка одновременно с этим признаком обнаружите и значительное увеличение расхода масла.
Возможные поломки
Масло может попадать не по месту назначения через поршневые кольца из-за износа цилиндропоршневой группы. Возможно, подошел к концу «срок годности» компрессионных и маслосъемных колец, появились задиры на стенках цилиндров или изменилась их форма, либо произошла выработка канавок колец в поршне. По насыщенности синего цвета и постоянству дыма можно приблизительно определить степень износа ЦПГ. Если после прогрева синий оттенок становится менее заметным либо исчезает полностью, это говорит о незначительной степени изношенности. Если же он становится ярче, то вы в шаге от серьезной поломки ЦПГ.
Еще одна распространенная проблема, приводящая к появлению синего дыма, это неполадки с ГРМ. В этом случае вероятней всего произошел износ стержня клапана, направляющих втулок или маслосъемных колпачков. Также «синюшность» могут провоцировать проблемы с зажиганием. В этом случае свеча зажигания в проблемном цилиндре будет иметь черный нагар. А на ДВС с турбокомпрессором синий дым может быть признаком неисправностей с самой турбиной, так что ее рекомендуется обследовать в первую очередь. Обратитесь в автосервис.