Как выйти из заноса?

Заноса авто боятся новички и опытные автомобилисты. Проблема в его хаотичности: водитель и другие участники дорожного движения не могут спрогнозировать поведение машины, поэтому теряются и часто попадают в ДТП. В статье мы расскажем, как вернуть устойчивость автомобилю в сложных ситуациях.

Какие действия необходимо совершить, чтобы выйти из заноса?

Способ выхода из заноса выбирают исходя из типа привода и наличия в авто вспомогательной электроники.

Тип привода влияет на то, какие колеса в автомобиле ведущие.

Авто с передним приводом популярнее остальных. Они проще в управлении, поэтому часто их предпочитают новички. Управлять машиной комфортно даже на скользкой дороге: ведущие передние колеса тянут ее туда, куда повернут руль. За счет этого автомобили с передним приводом практически не склонны к заносам в обычных ситуациях.

Машины с задним приводом — традиционное решение. Задние колеса были ведущими на большинстве авто до середины 20 века. Они менее стабильны на скользких покрытиях, например, на снегу и льду. Занос задней оси происходит, если водитель слишком сильно нажимает на педаль газа. Также проблемы возникают и на поворотах: для большей части заднеприводных автомобилей характерна избыточная поворачиваемость.
В авто с полным приводом обе оси ведущие, а крутящий момент передается на все четыре колеса. Модели могут быть исходно-переднеприводными и исходно-заднеприводными. Первые демонстрируют переднеприводные повадки управляемости, а вторые — заднеприводные.

Что делать, если занесло переднеприводный автомобиль?

Если машина перестала слушаться и потеряла устойчивость, водитель должен выкручивать руль в сторону заноса — туда, куда уходит задняя часть автомобиля. Если ее понесло вправо, крутить руль тоже нужно вправо. И наоборот.

Как только машина вышла из заноса, водитель должен продолжать движение на прямых колесах. Делать это необходимо своевременно: промедление может привести к еще одному заносу, который называется ритмическим. В такой ситуации автомобиль виляет из стороны в сторону, его тяжело контролировать.

Что делать, если занесло заднеприводный автомобиль?

Владельцу заднеприводного авто нужно начинать выход из заноса таким же образом, как и хозяину переднеприводного автомобиля. Водитель действует правильно, когда:

  1. Выкручивает руль в сторону заноса.
  2. Сбавляет газ и продолжает ехать на прямых колесах сразу после того, как машина вернулась на правильное положение.

Выполнение перечисленных действий приводят к тому, что автомобиль начинает тормозить двигателем. Особенность торможения в том, что авто замедляется без нажатия на педаль тормоза. Задняя ось замедляется, что позволяет вернуть устойчивость автомобилю.

Что делать, если занесло полноприводный автомобиль?

Если нужно выйти из заноса на машине с полным приводом, нельзя тормозить (в том числе двигателем) или увеличивать скорость движения. Водителю необходимо сконцентрироваться на руле и выравнивать с его помощью колеса до тех пор, пока автомобиль не вернется в правильное положение.

Какие действия водителя приводят к заносу машины?

Мы выделили три причины, по которым автомобиль может потерять устойчивость. Водитель может столкнуться с проблемой, если:

  1. Резко тормозит. Если он делает это в дождливую или снежную погоду, не поможет даже наличие антиблокировочной системы. Колеса теряют сцепление со скользкой дорогой, что приводит к сносу задней оси авто. Удивительно, но резкое торможение может привести к заносу даже на сухом дорожном покрытии. Вывод: резко тормозить нужно только в крайних случаях.
  2. Не обеспечил достаточное давление в шинах. В такой ситуации колеса теряют сцепление с дорожным покрытием. Кроме того, недостаточное давление в шинах негативно влияет на состояние автомобиля: приводит к увеличению деформации шин, большему их нагреву при накачивании колес, а также ускоренному износу крайних дорожек протектора. Вывод: водитель должен следить за давлением в шинах.
  3. Входит в поворот на высокой скорости. Это может спровоцировать занос в разное время года, будь то холодная зима или дождливая осень. Водители, которые входят в повороты на высоких скоростях, нередко выезжают на встречную полосу или оказываются в кювете, так как не могут справиться с заносом. Вывод: для собственной и безопасности других участников дорожного движения нужно снижать скорость при повороте. Чем хуже погодные условия, тем сильнее необходимо сбрасывать скорость.

Неоднородное дорожное покрытие тоже может быть причиной заноса. В Беларуси много мест, где асфальт резко сменяется гравием или другим покрытием. Ездить на таких участках нужно аккуратно, так как смена дорожного покрытия может приводить к потере сцепления колес с дорогой. Еще одна опасность — колейность. Наиболее опасно проезжать колею под углом: в такой ситуации колеса испытывают сопротивление, что приводит к мощному вращательному импульсу. Если скорость машины в этот момент высокая, занос неизбежен. Вывод: необходимо аккуратно проезжать неоднородное дорожное покрытие.  

Запомнить причины, по которым машина теряет устойчивость на дороге, необходимо всем водителям, особенно начинающим.

Как сделать автомобиль более устойчивым к заносам в зимнее время?

Минимизировать риск нарушения движения автобиля можно. Для этого водителю нужно подготовить машину к зиме:

  1. Установить надежную зимнюю резину. Шины обеспечивают сцепление колес с дорогой. Чем выше качество, тем безопаснее езда.
  2. Проверить исправность антиблокировочной и системы ESP. Большего внимания заслуживает ESP, так как она снижает риск опрокидывания и заноса.
  3. Выполнить диагностику тормозной системы. Если в процессе проверки обнаружили неисправности, их нужно устранить. Желательно делать это еще осенью.

Подготовка к зиме и внимательное вождение помогут снизить вероятность возникновения опасных ситуаций на дорогах.