Двигатель автомобиля – мощное и одновременно довольно хрупкое устройство, поломка которого обойдется вам недешево. В целом, производители стремятся максимально обезопасить его от негативного воздействия регулярной эксплуатации в различных условиях, поэтому в большинстве случаев его перегрев исключается.
Конечно, если речь идет о работе автомобиля в условиях аномальной жары, перегрева избежать практически не удастся. Вы сможете лишь в некотором смысле помочь своему авто, если будете передвигаться небольшими расстояниями или же вовсе перенесете дальнюю поездку на ночное, более прохладное время суток.
Если же перегрев происходит в самых обычных условиях, стоит задуматься о его причинах и попробовать их устранить.
Признаки перегрева
К счастью, благодаря некоторым симптомам обнаружить чрезмерное нагревание двигателя можно еще на ранних этапах:
- приборная панель. Здесь следует обращать пристальное внимание на показатели сигнализатора и стрелочного указателя. А вот если вместе с ними загорелся индикатор отсутствия зарядки, то это верный признак обрыва ремня привода вспомогательных агрегатов (таких, как охлаждающий насос). Среди наиболее подверженных опасности моделей авто специалисты выделяют отечественную Ладу с полным или задним приводом и большинство иномарок с приводом ГРМ;
- появление пара. Оно может возникнуть под капотом или даже отопительного корпуса, расположенного непосредственно «под ногами» водителя;
- появление специфичных детонационных звуков при движении автомобиля;
- потеря или ослабление тяги.
Причины
Специалисты выделяют несколько наиболее часто встречающихся причин перегрева:
Нарушения в работе системы охлаждения. Этой проблемы можно избежать, если регулярно следить за состоянием своего авто, избегая: а) загрязнения радиатора, б) замятия пластин в результате неправильной мойки автомобиля под давлением, в) наличия неисправного термостата.
Как результат, вы получаете перегрев двигателя при:
- передвижении на высоких скоростях (происходит чрезмерное тепловыделение),
- высокой температуре воздуха (недостаточный теплоотвод),
- буксировании (недостаточный обдув при серьезной нагрузке на радиатор),
- включенном кондиционере (увеличена нагрузка на двигатель, а также затруднен теплоотвод из-за подогрева воздуха кондиционером вблизи радиатора),
- на высоте (жидкость закипает быстрее, что служит дополнительной нагрузкой на двигатель).
Неудачный ремонт. В результате работы некомпетентных мастеров, вы можете столкнуться с такими причинами перегрева двигателя, как:
- неисправность вентилятора всей охладительной системы или же отдельных электрических цепей,
- нарушение прохождения охлаждающей жидкости вследствие применения нескольких составов для герметизации системы охлаждения,
- чрезмерный перегрев жидкости в связи с низкой температурой кипения (более дешевый вариант).
Кроме вышеозначенных причин, имеют место и те, которые приводят к неожиданному, ничем не обоснованному сбою в работе двигателя. Это могут быть прорыв газа в систему охлаждения (как следствие, моментальное вытеснение жидкости), поломка насоса охлаждающей жидкости, соскакивание шланга охладительной системы с патрубка. Лучше привезти авто на компьютерную диагностику двигателя.
Действия при перегреве
Первое, и самое главное, что нужно сделать, обнаружив симптомы перегрева двигателя, это остановить автомобиль, съехав к краю обочины, заглушив двигатель и включив аварийную сигнализацию. Дальнейшие действия позволят снизить нагрузку:
- Для сокращения механической и тепловой нагрузки выключаем кондиционер,
- Для улучшения теплоотдачи включаем отопление,
- Осматриваем подкапотное пространство, когда система немного остынет,
- В горловину радиатора или расширительного бачка заливаем чистую воду, после чего можно пробовать завести двигатель. Если сильного бурления жидкости не наблюдается, можно постепенно, без резких ускорений и рывков, продолжить движение, после чего непременно отвезти автомобиль в СТО. Если же бурление есть, то это может означать лишь одно – прорыв газов непосредственно в систему охлаждения, что служит предвестником вызова эвакуатора.