Как проверить работоспособность ручника?

В каждой машине функционируют сразу две тормозные системы рабочая и стояночная. Первая позволяет замедлить машину в ходе движения, а вторая фиксирует авто в определенном положении на время стоянки. В статье мы поговорим о второй ТС ручном тормозе. Рассмотрим его устройство, а также расскажем, как проверить работоспособность ручника и отремонтировать в случае неисправности.  

Как устроена работа ручного тормоза?

Ручник механизм, который предназначен для удержания транспортного средства на месте. Его наличие в машине позволяет:

  • избежать скатывания автомобиля во время остановки и стоянки;
  • начать движение в гору;
  • защитить трансмиссию и основные тормоза от нагрузок, если транспортное средство оборудовано автоматической КП или при длительной стоянке на уклоне. 

В большинстве автомобилей, оснащенных ручным тормозом, механизм представляет собой трос или рычаг, подключенный к тормозным механизмам задних колес. Подтягивание рычага или тягового троса создает дополнительное напряжение в системе тормозов задних колес и блокирует их вращение, что останавливает автомобиль. 

Некоторые современные машины могут использовать электронные системы управления для активации ручника. В этом случае рычаг или кнопка, предназначенные для включения механизма, отправляют сигналы электронной системе, которая затем контролирует активацию тормозных механизмов задних колес.

Признаки неисправности ручного тормоза

Перечислим основные признаки, которые могут указывать на неисправность ручника:

  1. Ручка тормоза двигается слишком легко или туго. Если отсутствует должное сопротивление или, наоборот, водитель прикладывает много усилий для опускания/поднятия, есть проблемы с регулировкой или натяжением троса. 
  2. Тормозная система не удерживает автомобиль на месте. Если после активации ручника машина все равно продолжает движение, трос перетянут или нуждается в замене. 
  3. Слышен шум при активации ручного тормоза. Неправильная работа механизма может сопровождаться скрипящими звуками, которые возникают из-за изношенности колодок, прокладок или других элементов. 

Индикатор неисправности на приборной панели также может сообщать о проблемах с ручником. Игнорировать этот и другие признаки поломки механизма не стоит. Ездить на машине с неработающим ручным тормозом опасно и неудобно: вы не сможете удержать транспортное средство на склоне, тронуться при движении в гору и даже припарковаться. Одно из самых опасных последствий езды на неисправном авто ДТП.   

Ручник автомобиля

Основные неисправности механизма

Если транспортное средство способно стоять на уклоне до двадцати пяти градусов, стояночный тормоз считают работоспособным. Проверять его в плановом режиме нужно через каждые тридцать тысяч километров пробега, если в авто установлен дисковой тормозной механизм и через каждые пятнадцать тысяч километров пробега, если механизм барабанный. 

Перечислим неисправности для обеих систем:

  • барабанные тормоза. Чаще всего можно столкнуться с изношенностью задних тормозных колодок, растяжением или обрывом тросов тормоза, а также «закислением» механизма, если он задействуется нечасто;
  • дисковые тормоза. Проблемы возникают с колодками ручного тормоза, которые расположены внутри тормозного диска.

Чтобы понять, что ручной тормоз работает неэффективно, необходимо проследить за поведением машины на подъеме/склоне или приехать на СТО. 

Какие ошибки допускают водители при использовании ручника?

Ниже мы расскажем об ошибках, которые допускают владельцы авто с механическим ручником. Они неактуальны для машин, оборудованных электронным ручным тормозом (EPB) системы способны справляться с ними самостоятельно. 

Ошибки, которые встречаются чаще всего:

  1. Движение на ручнике. Может привести к ранней изношенности тормозных колодок, а также выходу из строя подшипников колес. 
  2. Постановка на ручник в зимний период. В авто с тросовыми механизмами может произойти промерзание колодок. 
  3. Езда с не полностью поднятным рычагом стояночного тормоза. Она может негативно повлиять на тормозную систему в целом. 

Неправильная последовательность действий при использовании ручника тоже может привести к его неисправности. Его нужно активировать только при зажатой педали тормоза. Тогда колодки будут удерживать вес транспортного средства до момента фиксации. Если вы будете делать по-другому или отпустите педаль, когда АКПП переводится режим «Р» или «механика», кузов авто может откатиться и повиснуть на шестернях коробки или фиксаторе автомата. Это негативно скажется на системе. 

Как проводят диагностику ручника в автосервисе?

Визуальный осмотр то, с чего начинают диагностику ручника на СТО. Автомеханик осматривает стояночный тормоз, чтобы найти видимые повреждения или следы износа. В рамках диагностики специалист может выполнить и другие мероприятия:

  1. Проверить педали. Автомеханик проверяет свободный ход педали, чтобы убедиться, что механизм работает правильно или неправильно. 
  2. Испытать тормоза. Автомеханик выполняет тестирование на специальном стенде, чтобы проверить эффективность ручника. 
  3. Измерить силу торможения. Специалист может использовать динамометр для измерения силы, которую создает ручной тормоз при использовании. 

Если в ходе диагностики автомеханик выявляет неисправности системы, он предлагает ремонт. 

Как ремонтируют стояночный тормоз на СТО?

Если ТС исправна, автомеханик работает только со стояночным тормозом. Выполняет подтяжку ручника поэтапно:

  1. Загоняет машину в ремонтный бокс. Посредством подъемника поднимает авто до нужного уровня. 
  2. Снимает колесные пары, демонтирует тормозной барабан.
  3. Опускает выхлопную трубу. После снимает глушитель и резонатор. 
  4. Откручивает гайку и контргайку ручного тормоза. 
  5. Проверяет тормозной трос. Если элемент изношенный, специалист заменяет его новым, если нет подтягивает его. 

Автомеханик обязательно проверяет состояние ручника после ремонта. Если механизм работает исправно, специалист возвращает машину клиенту.

Почему проверку и регулировку стояночного тормоза лучше проводить на станции техобслуживания?

Перечислим причины, по которым проверять и ремонтировать ручник стоит на СТО:

  1. Профессиональное оборудование. Автосервисы используют эффективные инструменты, которые позволяют продиагностировать, настроить и отремонтировать стояночный тормоз. 
  2. Опытные автомеханики. Неправильная регулировка ручника может привести к серьезным последствиям, в том числе потере контроля над авто во время движения и ДТП. Доверяя машину автосервису, вы можете быть уверены, что его диагностикой и ремонтом занимаются профессионалы. 
  3. Гарантия на выполненные работы. Вы получите официальные документы с чеком по завершении ремонта.

Если вы хотите проверить работоспособность ручника в Минске, привозите свою машину на одну из трех СТО «Миура». Наши станции техобслуживания укомплектованы оборудованием, необходимым для точной диагностики и качественного ремонта систем автомобиля. 

Чтобы задать вопрос или узнать стоимость услуг, свяжитесь с нами онлайн, по телефону или электронной почте.