Балансировка колес: что это и когда нужно делать?

Балансировку выполняют на станции техобслуживания, чтобы устранить дисбаланс колес машины.

Во время работы с транспортом специалисты стараются расположить колесо таким образом, чтобы равномерно распределить массу относительно его центра и оси вращения. Добиться идеального равновесия колеса невозможно, но можно подогнать его под показатели дисбаланса и биения, которые оказывают минимальное влияние на эксплуатационные характеристики и по этой причине считаются допустимыми.

Как понять, что нужна балансировка колес?

Минимальный дисбаланс есть даже в новых машинах, и это нормально. Проблемы начинаются при отклонении хотя бы на несколько десятков граммов. Понять, что нужно сделать балансировку колес , можно по этим признакам:

  • шаровые опоры, сайлентблоки подвески, ступичные подшипники стали быстрее изнашиваться;
  • возникли проблемы с управляемостью автомобиля, например, машину стало уводить в сторону с нужной траектории движения;
  • во время поездок начали вибрировать руль и кузов;
  • вы замечаете, что протектор шин стремительно и неравномерно стирается.

Правильная балансировка колес поможет устранить дисбаланс и избавиться от перечисленных проблем.

На что влияет дисбаланс колес?

Передвижение на машине становится менее комфортным и безопасным, когда балансировка колес нарушена. Постоянная вибрация вызывает неприятные ощущения у водителя, а потеря устойчивости существенно повышает вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Если длительное время не обращаться на СТО для балансировки колес, владелец машины столкнется с многочисленными тратами — при дисбалансе достаточно быстро изнашиваются шины, диски, подвеска.

Почему нарушается баланс колес?

Баланс колес может быть нарушен даже у машины, которая только вышла на рынок, — из-за погрешностей при изготовлении и монтаже. В таком случае погрешность не считают браком. Поэтому автомеханики рекомендуют выполнять балансировку колес и после приобретения нового автомобиля.

Среди других причин нарушения баланса колес:

  1. Повреждение диска из-за внешнего механического воздействия. Чем чаще водитель ездит по дорогам с плохим дорожным покрытием, ударяет машину, попадает в ДТП, тем быстрее возникает дисбаланс.
  2. Неравномерность износа протектора. Покрышки могут изнашиваться быстрее, чем положено из-за некачественного развал-схождения, износа элементов подвески, неправильного давления в шинах и по другим причинам.
  3. Внутренние повреждения шины и ее загрязнения. Поэтому перед тем, как приехать на СТО для диагностики, нужно тщательно вымыть колеса.

Чтобы оттянуть наступление разбалансировки колес, водителю необходимо следить за манерой езды, качеством дорог, состоянием шин.

Обязательно ли делать балансировку колес каждый сезон?

Желательно привозить автомобиль на станцию техобслуживания каждый сезон, потому балансировка может нарушиться в любой момент, например, при попадании колес в яму. Особенно важно часто диагностировать машину на СТО людям, которые ездят постоянно.

Проверять балансировку также необходимо в этих случаях:

  1. При установке новых шин. Процедуру необходимо повторять после пробега в 500 км на новой резине.
  2. После ремонта подвески автомобиля. Выполнять диагностику также нужно при восстановлении авто после ДТП.
  3. Каждые пять тысяч километров. Можно приезжать на СТО раньше, если в процессе езды машина ударялась, колеса попадали в глубокие ямы и т. д.
  4. При систематических торможениях с блокировкой колес на машине без ABS. Если тормозить резко и часто, протектор изнашивается неравномерно, из-за чего меняется распределение масс.
  5. При агрессивной манере вождения. Проверять балансировку в таком случае нужно чаще, чем при спокойной езде. Когда водитель резко повышает скорость, тормозит, входит в повороты, резина быстрее теряет эксплуатационные свойства.
  6. После длительном неиспользовании машины. Если транспортным средством не пользовались в течение полугода, деформации резины не избежать.

Эти рекомендации разработаны для владельцев новых автомобилей. Хозяевам старых машин нужно проверять балансировку чаще — через каждые две-три тысячи километров пробега. Это поможет предотвратить серьезные повреждения подвески и аварийные ситуации.

Как выполняют балансировку колес на СТО?

Чтобы определить степень дисбаланса и устранить его, автомеханики используют три вида балансировки: динамическую на стенде, автоматическую (бисерную), финишную.

Динамическую на стенде выполняют с демонтажом колеса.

Автоматическую проверку проводят с использованием специальных составов. Специалисты засыпают порошок внутрь шины, а после ждут, пока он распределится и уравновесит колесо.

Финишную балансировку осуществляют после выполнения проверки на стенде и установки колеса на авто.

Стоит ли выполнять балансировку колес непрофессионалу?

Устранять дисбаланс самостоятельно рационально только в том случае, если вы уверены, что процесс будет проведен без нарушения технологии. Среди основных ошибок водителей, которые выполняют балансировку сами:

  • проведение работ при наличии загрязнений на колесе;
  • нарушение центровки в ходе монтажа колеса на ось ТС;
  • работа с колесом, у которого есть нарушения геометрии шины или диска.

Если у вас есть сомнения в качестве самостоятельного устранения дисбаланса, стоит воспользоваться услугами профессиональных автомехаников.